Персональный сайт музыкального руководителя Алябьевой Ксении Николаевны
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 20439.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Ксения Алябьева (УИ №452614, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
«Использование элементов ТРИЗ и РТВ на музыкальных занятиях»«Использование элементов ТРИЗ и РТВ на музыкальных занятиях».Алябьева Ксения Николаевна В своей педагогической деятельности я использую следующие методы и приемы ТРИЗ и РТВ: МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗАВосприятие музыки -ведущий вид музыкальной деятельности. В основе его лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. С помощью Кругов Луллия я закрепляю и систематизирую знания детей о прослушанных музыкальных произведениях, композиторах, музыкальных инструментах. Примечание: в данной работе я представляю пособия, созданные как разновидность Кругов Луллия. Берутся два круга одного диаметра (я использовала старые пластинки) ,разделяются на одинаковое количество секторов (от 4до 8,обклеиваются. На них располагаются предметные картинки, а в середине я установила стрелки, которые свободно двигаются. С их помощью любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые признаки объектов. Дети выявляют и разрешают противоречия, что является ключом к творческому мышлению. В работе я использую два типа заданий: 1 тип: Найди реальное сочетание(Р. С.). Ребенок объединяет с помощью стрелки подходящие к заданию картинки. 2 тип: Объясни необычное сочетание (Н. С.). При раскручивании стрелок на кругах рассматривается случайное соединение карточек. Ребенок пытается с достаточной степенью достоверности объяснить их сочетание. С целью использования элементов ТРИЗ и РТВ в музыкальной деятельности я изготовила следующие пособия, которые можно использовать не только в Непосредственно Образовательной Деятельности «Музыка», но и в самостоятельной деятельности дошкольников. «ОПРЕДЕЛИ НАСТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
П. с. Активизировать ассоциативное мышление и воображение, закреплять использование цветофункционального метода. Работа с пособием по 1 типу: а) подбирать к музыкальным произведениям соответствующие пиктограммы настроения; (например к пьесе П. И. Чайковского «Баба-Яга»из «Детского альбома»- пиктограмму с сердитым выражением на темно-фиолетовом фоне). б) к пиктограммам настроения подбирать соответствующие музыкальные произведения (к пиктограмме спокойного выражения на светло По 2 типу, случайно соединив пиктограмму с картинкой, ребенок попытается объяснить этот вариант, проявив фантазию. (например,если веселая пиктограмма совпадет с картинкой грустной осени, можно предположить, что просто в хмурый день вспомнилось о веселом лете и т. п.) «ОТГАДАЙ,ЧЬЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ?»П. с. : Закреплять знания детей о произведениях крупной формы: оперы, балета; о композиторах их создавших, развивать память, воображение, ассоциативное мышление. Работа с пособием по 1 типу: прослушав знакомое музыкальное произведение, ребенок совмещает картинку, подходящую содержанию этого произведения с портретом композитора его создавшего (например, картинка Щелкунчика с портретом П. Чайковского и т. п.) По 2 типу : при случайном соединении картинок ребенок пытается объяснить или пофантазировать над своим выбором (например, если бы совпала картинка «Шествия гномов» не с портретом Грига, а с Римским –Корсаковым, можно пофантазировать, что музыка этого произведения была бы более доброй,т. к. Римского –Корсакова называют сказочником в музыке и т. п.) «УГАДАЙ, КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ»П. с : Закреплять знания детей о музыкальных инструментах, находить их по деталям, различать по способу звукоизвлечения (клавишный, духовой, струнный и т. д.) Для этого на одном круге изображены картинки музыкальных инструментов, а на другом –только их части. Работа с пособием по 1 типу: найти реальное сочетание, из каких частей они состоят ; По 2 типу : пофантазировать как будет называться музыкальный инструмент, соединенный случайно (например: баралайка, скриподудка, фортебаян) «ВРЕМЕНА ГОДА»Для развития исполнительского творчества можно применять другое пособие: на первом круге расположить картинки четырех времен года, на втором – музыкальные инструменты, которые в дальнейшем будут использоваться для сочинения мелодии или аккомпанемента. Работа с пособием по 1 типу: а) ребенок выбирает стрелкой время года, вспоминает музыкальное произведение о нем и выбирает на другом круге инструмент для украшения музыки; (например, музыку А. Вивальди «Весна» -звучанием дудочки и металлофона; «Лето. Гроза» - барабаном) По 2 типу : при случайном выборе сочиняет свою музыку. МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗА ОБ ОБЪЕКТЕ ПО АЛГОРИТМУ «ВОЛШЕБНАЯ ДОРОЖКА» Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. А с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения, о выразительных средствах с небольшой образной подсказкой.
Вот фрагмент НОД «Музыка» с использованием данного приёма.
М. р. - Ребята,мы с вами прибыли на станцию “Рассказкино”, как вы думаете, почему она так называется?
. - Правильно, догадались, на этой станции мы будем составлять рассказ о музыке, а в этом нам помогут картинки – помощники, которые вы видите на доске.
- Пройдем по ступенькам и многое узнаем. Работа со схемой : каждая картинка символизирует объект,о котором нужно рассказать. Композитор – дети рассказывают о композиторе, написавшем музыкальное произведение; Маски Солнышка напоминают о настроении; Кит помогает определить жанр музыки; Мишка с шариком –подсказывает назвать регистр (звуковысотность); Человечек с трубой- напоминает рассказать о тембре и музыкальных инструментах, исполняющих данное произведение; Поезд-динамика - определяет громкость звучания и динамические оттенки; Человечек на велосипеде –подсказывает, что нужно рассказать о темпе музы-кального произведения. Таким образом, получается связный рассказ-анализ о прослушанном музыкальном произведении. Опыт работы показывает, что дети с большим интересом осваивают предложенные алгоритмы и успешно применяют их в самостоятельной деятельности. СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ И МНЕМОДОРОЖКИИнтересно на занятиях проходит словесная игра «Хорошо – плохо» Мы рассуждаем с детьми о том, например, что осень – это хорошо или плохо? Плохо – почему? (Потому, что холодно, идут дожди) Хорошо – почему? (Потому, что собирают урожай и т. п.) Или другой пример: самодельный музыкальный инструмент это хорошо? (Хорошо, потому, что можно придумывать разную музыку или украшать ее звучание) А плохо – почему? (нет нот, можно придумав, не запомнить, забыть, самодельный инструмент может легко сломаться и т. п.) В разделе «Пение» очень удачно проходят приемы разучивания и исполнения песен по схемам,используя метод «Символическая аналогия». Дети сами или с помощью педагога придумывают ассоциации, рисунки-символы, движения-символы к тем или иным словам песни и легко запоминают их. Вот, например, как выглядит мнемодорожка русской народной песни «Два веселых гуся» 1рис. Жили у бабуси два весёлых гуся. 2 рис. Один серый, другой белый, два весёлых гуся 3 рис. Мыли гуси лапки в луже у канавки, Один серый, другой белый,спрятались в канавке. 4 рис. Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси! Один серый, другой белый, гуси мои, гуси!» 5. рис. Выходили гуси, кланялись бабусе. Один серый, другой белый, кланялись бабусе. СИНЕКТИКА. ЭМПАТИЯ.Возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежит прием эмпатии – личностного уподобления, способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Пример использования данного приема в музыкальной деятельности заключается в следующем: дети в движениях перевоплощаются в героев одноименных музыкальных произведений, например: в клоунов грустных и веселых под музыку Д. Кабалевского «Клоуны»; в смелого, преодолевшего все преграды наездника в пьесе «Смелый наездник» Шумана или в прекрасного Лебедя в одноименном произведении Сен-Санса. Ребенок показывает несложные движения и говорит, что он чувствует. Музыка при этом действует на весь организм, а он в свою очередь на действие музыки. Ведь восприятие и понимание музыкальных произведений заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Возможна и словесная эмпатия, когда ситуация, музыка, композитор или музыкальный инструмент воспринимаются с другой точки зрения. Даётся задание перевоплотиться: а)придумать рассказ от лица … (называется как одушевленный, так и неодушевленный объект) например, заболевшей куклы (П. И. Чайковский «Болезнь куклы») ; б) Описать словами, что думает она, (заболела, или обрадовалась, или торопится, или ему-ей одиноко…почему, как вы думаете) Заключение:Занятия с применением элементов ТРИЗ и РТВ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Все это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации не только в музыке, но и других видах деятельности. 22 июля 2018 в 12:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.